Kanye WEST : История

Кейни Уэст (Kanye West) - один из очень немногих уникальных артистов из поколения хип-хопперов 2000-х, по-настоящему талантливых и при этом коммерчески успешных. Большую часть своей профессиональной карьеры Кейни посвятил созданию рэп-хитов для многочисленных коллег, пока наконец не рискнул посоревноваться с ними в искусстве рифмовки. У него не было каких-то особенных природных данных, чтобы стать феноменальным рэппером, но он знал все о том, как это делается. Остроумный, находчивый, обладающий исключительным чувством ритма и нюхом на оригинальные сэмплы, он одним махом, без всякого видимого усилия, оставил позади сотни менее одаренных соперников и оказался в числе самых-самых-самых.
На самом деле этот штурм музыкального Олимпа готовился долго и тщательно. Триумфу Кейни предшествовали, как ни банально это звучит, годы ежедневного труда. Кейни Омари Уэст (Kanye Omari West) родился 8 июня 1977 года в Атланте, штат Джорджия, во вполне респектабельной семье среднего класса. К музыке он был неравнодушен с детства, но слушал все подряд. Только годам к 14 он вполне определился со своими приоритетами, отдавая предпочтение современному хип-хопу. А услышав Run-D.M.C., Кейни загорелся желанием самому научиться жонглировать битами и орудовать сэмплами. Все свои карманные деньги он откладывал на покупку сэмплера. В один не самый лучший день его мечта рухнула: друг семьи упросил его отдать ему в долг все, что он успел накопить, а возвращать деньги не собирался. "У меня было чувство, что вся моя жизнь рушится, - вспоминал Кейни с улыбкой спустя много лет. - Однажды я пробрался в его дом, пока он спал, отыскал его револьвер, подошел к нему и вложил дуло ему в рот". Перепуганный должник признался, что он наркоман.
В конце концов Кейни все-таки купил сэмплер, обустроил миниатюрную домашнюю студию и наладил производство очень симпатичных ритмических подложек для рэп-треков. Первая серьезная удача пришла к нему в тот день, когда он продал одну из своих наработок Жермену Дюпри (Jermaine Dupri), готовившему альбом "Life in 1472", который вышел в 1998 году. Еще несколько подобных удач - и Кейни Уэст подписывает контракт с агентом небезызвестного рэппера Jay-Z, а через него выходит на боссов рекорд-лейбла Roc-a-Fella. Сотрудничество с этой компанией - время расцвета таланта Кейни-продюсера и аранжировщика. Работавшие с ним исполнители особенно ценили доскональное знание всего массива поп-музыки, рока и ритм-н-блюза и инстинктивное чутье к оригинальным сэмплам. Он виртуозно оперировал чужим материалом, снабжая записи своих подопечных вокальными и ритмическими сэмплами из самых неожиданных источников, начиная с The Doors и заканчивая Jackson 5.
Наступил момент, когда, заваленный заказами, он отрабатывал по три студийных сессии в день. Наплыв клиентов неудивителен: Кейни Уэст практически не делал холостых выстрелов, гарантируя артистам стабильное попадание как минимум в первую сотню поп-хитов. Нередко спродюсированные им синглы становились громкими хитами, среди них песня Ludacris "Stand Up" (американский хит #1), синглы "You Don't Know My Name" Алиши Киз (Alicia Keys) и "Get By" Талиба Квели (Talib Kweli), три хитовых трека для Jay-Z - "Encore", "Takeover" и "Izzo (H.O.V.A.)", популярные композиции для Dame Dash и Джейми Фокса (Jamie Foxx).
Американская музиндустрия быстро признала своего героя. Как продюсер Кейни собрал неплохой урожай наград, лидируя в профессиональных опросах и вызывая неизменные симпатии журналистов. Журнал "Entertainment Weekly" назвал его лучшим продюсером года, "The Source" - лучшим мастером сэмплирования в хип-хопе. "Rolling Stone" посвятил ему развернутый материал в рубрике "Новые лица", журналы "Blender", "Vibe" и "Spin" окрестили его новой большой надеждой, а обозреватель "The New York Times" назвал Кейни Уэста самым перспективным музыкантом, чьи новые работы вызывают наибольший интерес.
Со временем Кейни Уэст все чаще задумывался о сольном творчестве. Несколько демо-записей, которые он подготовил для пробы и показал менеджерам компании Roc-a-Fella, вызвали однозначное одобрение лейбла. Но слишком плотный график работы над чужим материалом не оставлял времени для собственных прихотей. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В октябре 2002 года, возвращаясь домой после затянувшейся за полночь студийной сессии, Кейни попал в автомобильную аварию, в которой чудом не погиб. Кроме шока, на память о катастрофе у него остались многочисленные переломы.
Однако вместо того чтобы жалеть себя, он направил свои переживания в конструктивное русло. Через несколько недель, с еще не зажившими ранами, он вернулся в студию и начал записывать первый сольный трек "Through the Wire", в котором поделился своими впечатления от аварии и для которого нашел колоритный сэмпл из песни Чака Хана (Chaka Khan). "Эта катастрофа изменила мое отношение к жизни, - вспоминал музыкант. - Лучшее, что может случиться с рэппером, - это балансирование на грани жизни и смерти, не так ли? Последний рэппер, который чуть не умер, - 50 Cent - продал после этого шесть миллионов дисков!"
Работа над дебютным альбомом заняла немного времени, гораздо меньше, чем потребовалось лейблу, чтобы опубликовать дебют Уэста, который несколько раз переносился. Наконец, в феврале 2004 года лонг-плей "The College Dropout" вышел в свет, с тем чтобы уверенно подняться на вторую строчку хит-парада и выдать на-гора три хит-сингла: "All Falls Down" (#7 в поп-чарте), "Jesus Walks" и "Through the Wire" (оба - финалисты Тор 20). Коллеги, в свое время воспользовавшиеся помощью Уэста, не отказали дебютанту в поддержке. Треки "The College Dropout" записывались при участии Jay-Z, Джейми Фокса, Common, Ludacris, Mos Def и Harlem Boys Choir. Эпитет "феноменальный" - самый скромный комплимент, который отвешивали рецензенты альбому и его талантливому автору.
Отныне самая широкая публика узнала, что Кейни Уэст не только успешный продюсер, но и прекрасный МС и оригинальный, остроумный, самокритичный автор. Рецензенты цитировали его тексты целыми блоками, как Кейни, на своем продюсерском посту, цитировал музыкальные сэмплы.
Творчество Уэста впечатлило не только рэп-фанов, радиослушателей и зрителей канала MTV, но и широкий круг профессионалов. Артист несколько раз номинировался на Brit Awards и собрал редкостный урожай номинаций Grammy - сразу десять за первую же студийную попытку. Не беда, что победы достались другим артистам, зато у Кейни Уэста в работе был уже второй альбом "Late Registration". Он появился через полгода после дебюта, в августе 2005 года.
Естественно, релизу была уготована прямая дорога на вершины хит-парадов Северной Америки и некоторых европейских стран, а промо-сингл "Gold Digger" стремительно взлетел на первую строчку рейтинга Billboard Hot 100. За этим успехом стоял не только Уэст, но и его сопродюсер Джон Брион (Jon Brion). Если тексты рэппера касались того же круга тем, которые волновали его и на первом альбоме, то стилистически "Late Registration" разительно отличался от своего предшественника: плотность дерзких сэмплов заметно уменьшилась, зато в аранжировках появились струнные и медные духовые.